Даже в "вики" есть статья пронас
Гастарбайтеры в России
Гастарбайтеры в России (из (нем.) «приглашенные рабочие») — трудовые мигранты, занятые преимущественно физическим трудом, в основном из стран бывшего СССР, а также Китая и Вьетнама, как официально зарегистрированные, так и нелегальные.
По данным официального органа Правительства РФ «Российской газеты» на 2009 год, по количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 миллионов иностранных граждан, из них официально трудоустроено менее 300 000.[1]
К началу XXI века гастарбайтеры превратились в серьёзный социально-экономический фактор России: с одной стороны они насыщают рынок низкоквалифицированной рабочей силы, с другой, по утверждению ряда СМИ, способствуют оттоку денег из России, создают криминогенную ситуацию[2][3][4] и межэтническую напряженность.
Популистские лозунги борьбы с гастарбайтерами, активно используют как радикальные националистические организации, например,ДПНИ[5], так и молодежное крыло правящей партии «Единая Россия»[6], молодёжное движение «Местные»[7]
История вопроса
В 70-х и 80-ых годах XX века для работы на конвейере на московские заводы АЗЛК и ЗИЛ в массовом порядке привлекались граждане Вьетнама[8],[9]. С мигрантами заключались четырёх и шестилетние контракты, которые не могли быть расторгнуты по инициативе нанятых на работу. Вьетнамцы хорошо работали, почти не употребляли спиртных напитков и скупали советские товары ширпотреба, не пользовавшиеся спросом у местного населения, к примеру, огромные алюминиевые кастрюли. После падения СССР и последовавшего банкротства заводов, часть рабочих разъехались по России и работали нелегально[10]. Однако в те времена их никто не называл «гастарбайтерами». Жаргонизм «гастарбайтеры» появился значительно позже.
По данным СМИ, в стране в 2008 году находилось свыше 15 миллионов нелегальных трудовых мигрантов, из которых были выдворены за пределы страны около 15 000[11].
В Московской области по данным управления ФМС на 2008 год официально трудятся 148 тыс. 200 гастарбайтеров более чем из 70 стран мира. Среди гастарбайтеров, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, преобладают граждане Узбекистана — 34 %, Таджикистана -около 27 %, Украины — 14,5 % и Молдавии(ПМР) — 12,9 %"[12].
В среде гастарбайтеров образовались своего рода касты, представители которых, как правило, выполняют строго определенные виды работ, что обуславливается различным индустриальным развитием стран бывшего СССР. На низшей ступени — люди, занимающиеся тяжелым неквалифицированным физическим трудом, например, копанием ям, рытьем траншей, разгрузочно-погрузочными работами. На такой труд соглашаются в основном приезжие из стран Средней Азии — из сельских районов Таджикистана, Узбекистана, Туркмении. Более квалифицированная рабочие, например, отделочники маляры, штукатуры, каменщики, плиточники — это приезжие из Армении, западных регионов Украины, Молдавии. Самые сравнительно высокооплачиваемые гастарбайтеры — электрики и сварщики, среди которых жители восточных регионов Украины и уроженцы российской провинции[13].
По данным министра экономического развития и торговли Киргизии Акылбека Жапарова, 70 процентов мигрантов из этой страны работают в сфере здравоохранения, предоставления услуг и торговли, до 30 процентов — в строительстве[14].
Как считает директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель, работа, которую выполняют мигранты, как правило, является грязной и тяжелой, и носит низкооплачиваемый характер[14].
Зачастую гастарбайтеры, приехавшие на заработки, являются единственными кормильцами своих семей, оставшихся на родине, где средняя зарплата в разы и на порядки ниже чем в России. При этом вакансии, которые готовы занять мигранты, как правило, не вызывают интереса со стороны местных жителей ввиду тяжелых условий работы и низкой зарплаты[15].
Трудовые мигранты в Москве и Московской области
Численность
По данным на 2002 год, среди 64 тыс. иностранцев получили разрешение на проживание и работу в Москве, среди них около 16 тысяч человек — это китайцы, 11,5 тысячи человек — украинцы, 11 тысяч человек — вьетнамцы, более 3 тысяч — молдаване. При этом на каждого официально зарегистрированного мигранта приходилось десять нелегальных[8].
В августе 2007 года заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов предложил строить специальные гостиницы для гастарбайтеров в одной из промышленных зон столицы[16]. Первая из них в том же году была построена из модульных блоков, сделаных в Австрии[17].
В 2008 году городские власти планировали ввести единую «карту гостя» для трудовых мигрантов, содержающую микрочип. На неё предполагалось вносить информацию о регистрации, прохождении медицинского осмотра. Предполагалось с её помощью контролировать род деятельности трудовых мигрантов[18].
По данным руководителя столичного департамента труда и занятости Олега Нетеребского, за два первых месяца 2009 года в Москву с различными целями приехали 190 000 иностранных граждан, 32 тысячи из которых трудоустроены. При этом число зарегистрированных иностранцев на 17 процентов больше чем за аналогичный период предыдущего года. По данным Нетребского, ряд московских работодателей стремятся заменить своих сотрудников на гастарбайтеров. Он приводи пример одного из предприятий, где были уволены 300 человек и была подана заявка на прием такого же количества мигрантов. На 2009 год городские власти запросили квоту на привлечение 250 000 иностранных рабочих[14].
По данным которые приводит начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Москве Федор Карповец, в апреле 2009 число приезжих трудовых мигрантов уменьшается с каждым месяцем: в начале января въезд составлял от 65-70 тысяч человек еженедельно, к апрелю это количество сократилось до 44 тысяч. При этом нашли себе работу лишь 60 процентов из числа приехавших[19].
Число иностранцев, прибывших для работы в частном строительном бизнесе, например, для строительства загородных частных домов, дач и ремонта квартир, в большинстве случаев не попадает в официальную квоту[14].
Быт и условия труда
В марте 2009 года руководство телеканала НТВ приостановило съемки репортажа о жизни и быте среднеазиатских рабочих в Москве. На примере героя репортажа — таджика по имени Саид в нём рассказывалось как живется трудовым мигрантам в период экономического кризиса. По словам героя репортажа, сотрудники правоохранительных органов пользуются бесправным положением гастарбайтеров и заставляют их работать на себя бесплатно. Автор репортажа свидетельствует, что в октябре 2008 года около ста тысяч таджиков были обмануты работодателями и не получили денег за работу на московских стройках, в ожидании расчета они пытаются устроиться на другие стройки[20],[21].
По данным СМИ, иностранцам, работающим дворниками приходится выходить на работу каждый день без выходных с шести утра, а в дни снегопада трудиться едва ли не круглые сутки[22].
По данным зоозащитных организаций в 2007 году в городе участились случаи отлавливания бездомных собак рабочими-мигрантами с целью поедания, в частности, к зоозащитникам поступили коллективные письма от жителей, жаловавшихся на то, что рабочие московского предприятия «Ереван плаза» отлавливают бездомных псов и затем их жестоко истязают, а также на некую корейскую фирму, чьи сотрудники ловят бездомных животных для последующего употребления в пищу[23].
Часты случаи отказа от детей женщин-мигранток, например, в Люберецком роддоме от своих новорожденных малышей отказываются сто процентов женщин-мигранток[24].
[править] Уличные биржи труда
Одна из крупнейших стихийных уличных бирж труда мигрантов рабочих специальностей, приехавших из южных стран бывшего СССР, находится на пересечении Ярославского шоссе и МКАД в районе Перловка подмосковного города Мытищи[13],[25],[26] Некоторые СМИ называют её «невольничьим рынком»[27].
Более сотни гастарбайтеров ежедневно предлагают свои услуги на рынке «Каширский двор» на юге Москвы[26].
[править] Нелегальные поселения
В июне 2009 года сотрудники ФМС России при поддержке ОМОН обнаружили поселение гастарбайтеров, прибывших из стран Средней Азии в подмосковном лесу близ деревни Мамыри. Как сообщил представитель ФМС Виталий Стрельцов, городок, который построили его обитатели, состоял из землянок, палаток, бытовок, шалашей и других временных сооружений, в которых проживало около двухсот нелегальных мигрантов, в том числе и их семьи[28][29].
[править] Преступность
По данным на 2003 год, которые приводят СМИ в Москве на треть, по сравнению с предыдущим годами увеличилось количество преступлений на сексуальной почве, достигнув 330, 65 процентов из которых совершили иностранные рабочие. Из 121 уголовных дел, возбужденных по статье «Изнасилование», направленных в столичные суды, в 79 в качестве обвиняемых фигурировали рабочие парни, нелегально приехавшие из стран СНГ[30].
С конца 2008 года СМИ отмечают увеличение количества уличных преступлений, совершаемых рабочими-инострацами, потерявшими работу из-за экономического кризиса[31] .В мае 2009 года, газета «Комсомольская правда» распространила информацию, что двое рабочих из Таджикистана, посчитав что им мало заплатили за выполненные работы, обворовали дом члена Совета Федерации РФ Михаила Капуры в Одинцовском районе Московской области, украв четыре шубы и наградной пистолет[32]. Позже появилась информация, что подозреваемые мигранты не имеют отношения к данному преступлению, а кражу совершили члены преступной группировки, коренные жители одного из городов Подмосковья и этнические русские, которые были задержаны милицией[33].
Зарубежные рабочие в России нередко сами становятся жертвами жестоких преступлений[34][35][36].
22 мая 2009 года Александр Бастрыкин выступил с резкими заявлениями на межведомственном совещании по вопросам борьбы с преступностью среди мигрантов и совершенствованию миграционной политики, в частности, он обратил внимание на возросший уровень нелегальной миграции в Россию, на высокий уровень коррумпированности в «Федеральной миграционной службе», отметил, что гастарбайтеры переходят на нелегальное положение, объединяются в группы, создают банды для нападений и похищения имущества[37]. Так же он отмечал искажение данных в отчетах по нелегальной иммиграции назвав их «бравурными докладами, звучащих в высоких кабинетах» и сообщил следующую информацию:
По данным Следственного комитета, 36 тысяч иностранцев совершили 54 тысячи преступлений. Большая часть из них на счету представителей республик бывшего СССР — 81 процент. Каждое третье преступление в Москве совершается нелегальными мигрантами. Но при этом чиновники из ФМС рапортуют чуть ли не о тысячах выдворенных из страны нелегалов.
[править] Возможность формирования анклавов в Москве
В 2007 году председатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов предложил создать в крупных городах, в частности в Москве специальные этнические микрорайоны с мусульманскими школами, детскими садами и другой инфраструктурой, мотивируя тем, что в таких кварталах у представителей некоренных национальностей, исповедующих ислам будет меньше риск подвергнуться нападению нацистов и радикальных шовинистов. Однако представители ряда мусульманских общин, например, Первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов и председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев подвергли резкой критике эту идею[38]. Несогласны с подобными предложениями и представители других конфессий, в частности председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Зиновий Коган. В интервью изданию «Газета» он заявил:
« Это - тупиковый путь. Россия всегда была богата и сильна тем, что она веротерпимая страна. И я не вижу причин закрываться. Наоборот, чем больше ты раскрываешься и становишься понятнее другим, тем надежнее и спокойнее твое будущее »
[16].
Руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский, также не разделяющий идеи создания анклавов для мигрантов, приводит в пример Францию, где в пригородах Парижа и других мегаполисов такая скученность приезжих, не желающих интегрироваться, привела к конфликтам. По его словам, отсутствие устремлений к адаптации приводит к тому, что на этих территориях граждане пытаются жить по своим законам и противопоставляют себя той культуре, в которой живут[16].
Между тем, ученые Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии Ирина Субботина и Любовь Остапенко, основываясь на результатах переписи 2002 года, наметили очаги возможного формирования этнических анклавов[39]:
* Куркино — 24,5 % приезжих;
* Северное Тушино — 24,2 %;
* Южное Тушино — 21,5 %;
* Фили-Давыдково, Раменки и Можайский — от 27,5 до 32,3 %;
* Дорогомилово — 35,1 % (основной процент составляют украинцы);
* Черемушкинский, Ломоносовский, Обручевский и Зюзино — от 18,2 до 19 % (армян, грузин, чеченцев среди населения этих районов в 1,5 раза больше, чем в среднем по Москве);
* Северное Чертаново, Нагорный, Донской, Бирюлёво — от 17,3 до 20 % (доля армян, азербайджанцев, таджиков и узбеков в 1,5—4 раза выше средних по Москве значений).
* Вешняки — 41,8 % (азербайджанцев в 5 раз больше, чем в среднем по Москве, таджиков — в 6 раз, узбеков — в 12 раз);
* Измайлово — 35,9 % (доля китайцев превышает среднемосковские показатели в 56 раз, вьетнамцев — в 35 раз);
* Восточный — 19 % (13,5 % населения — таджики).
* в Восточном Дегунине, Левобережном и Войковском районах — от 19,3 до 22,9 % населения (доля азербайджанцев в 5 раз превышает средние значения).
[править] Применение слова «гастарбайтер» в отношении иностранных рабочих
Заимствованное из немецкого языка слово «гастарбайтер» в России неоднозначно воспринимается как теми, к кому его применяют в СМИ и быту, так и коренными жителями. Некоторые из них считают слово оскорбительным и означающим человеком «второго сорта»: Автор повести «Гастарбайтер» писатель Эдуард Багиров, ранее трудившийся в Москве в качестве иностранного рабочего, говорит в интервью азербайджанскому интернет-изданию[40]:
« Я – гражданин Российской Федерации, а никакой не гастарбайтер. И уж точно не считаю тех, кто когда-то приехал в Россию, людьми второго сорта. »
Менеджер московской туристической компании Илья, приехавший из Кишинева в интервью газете «Московская правда» говорит[41]:
« Я себя гастарбайтером не считаю, для меня это слово оскорбительно. У нас в Молдове есть категория людей, которых мы называем арбайтен, то есть те, кто не любят работать. Согласитесь, что по звучанию похоже на гастарбайтера. »
Глава Выборгского района Ленинградской области 60-летний Виктор Колесников заявляет[42]:
« Мне категорично не нравится слово "гастарбайтер". Несправедливое, оскорбительное слово. Приезжие специалисты - наши братья. Пусть у кого отшибло память, почитает книжку "Ташкент - город хлебный". Во время войны Ташкент принял тысячи россиян. Средняя Азия с нами последней лепешкой делилась. А теперь их жителей мы называем гастарбайтерами. Они же сегодня строят, созидают там, где не хотят трудиться наши земляки »
[править] В искусстве
Некоторые мигранты считают оскорбительными для себя выступления российских юмористов[43].
На телеканале ТНТ идёт передача «Наша Russia», в которой в неполиткорректно юмористической форме, которая может показаться оскорбительной, демонстрируются актёры, играющие двух рабочих-мигрантов из Средней Азии — рабочие Равшан и Джамшуд, которые делают ремонт в квартире у Ксении Собчак. Они плохо знают русский язык и говорят с сильным акцентом. Они очень плохо знают то, что должны делать, и из-за этого всё делают неправильно и всё портят. Многие люди, посмотрев эту передачу, стали всех мигрантов с юга называть Равшанами и Джамшудами[источник не указан 331 день]. Имена героев передачи стали нарицательными, применительно к рабочим-иностранцам их используют в обиходе и в СМИ[44][45]. Как правило, в конце каждой сцены они либо обсуждают проблемы ядерной физики, либо говорят о новинках последнего показа мод в Париже, либо просто рассуждают на отвлеченные философские темы на родном языке (который на самом деле является вымышленным, а о том, что они говорят, зритель узнаёт из русских субтитров).
В 2007 году в статье «Наша Russia — против нас?» журналист таджикского еженедельника «Фараж» высказывает мнение, что
« передача всецело направлена на оскорбление и унижение таджикских мигрантов. Первая часть передачи посвящена издевательству и осмеянию жизни таджикских трудовых мигрантов, где их называют «черными чурками», «тупыми» и другими оскорбительными выражениями. Говорят, что «в каждой шутке есть доля истины», и поэтому можно придти к выводу, что создатели программы имеют цель не улучшения жизни мигрантов, а реализацию политики таджикской ксенофобии »
[46].
В 2007 году в России вышел автобиографический роман азербайджанца по отцу Эдуарда Багирова[47] «Гастарбайтер». Книга, ставшая бестселлером, вызвала бурные дискуссии.
По сообщению от 19 июня 2009 г. на сайте «Российской газеты» в Москве по инициативе неназванной группы лиц планируется установить первый в мире памятник рабочему-эмигранту, предполагается, что памятник расположится на территории рынка строительных материалов «Каширский двор», откуда традиционно начинается ремонт для большинства жителей столицы и Подмосковья[48].
[править] Отношение общества
Как считает ведущий специалист социологического фонда «Общественное мнение» Ирина Шмерлина, в России существуют несколько распространенных представлений об этих людях. В частности, принято считать, что гастарбайтеры — люди несчастные и обездоленные, вынужденные тяжелым, грязным, непрестижным трудом зарабатывать деньги, чтобы не умереть с голоду;они живут в нечеловеческих условиях — как бомжи; страдают от враждебной, не принимающей их социальной среды, вынуждены терпеть унижения и открыто агрессивное к себе отношение; гастарбайтеры — люди низкого культурного и интеллектуального уровня, что позволяет им переносить тяжелые условия труда и быта[15].
В 2007 году члены прокремлевского движения «Местные» проводили совместно с Федеральной миграционной службой рейды по отлову нелегальных мигрантов в Московской области.15 сентября они на 20 автомобилях прибыли на строительный рынок на Ярославском шоссе в Перловке с транспарантом «Пора лететь на юг!». В ходе другой подобной акции на рынке в Реутово несколько гастарбайтеров, по данным СМИ, получили телесные повреждения [7].
В 2008 году члены националистической организации ДПНИ расклеивали в Москве листовки с надписью «Мир, труд, Май. Гастарбайтер — уезжай!», а затем провели демонстрацию под аналогичным лозунгом[49] в которой приняли участие несколько сотен человек[50],[51],[52]
По данным социологического опроса, проведенным в России HR Monitor в 2008 году: «Чего больше приносят гастарбайтеры нашей стране — пользы или вреда», суждения разделились на три примерно равные группы: 36 % участников опроса говорили о вреде, приносимом гастарбайтерами, 32 %, напротив, о пользе, ещё столько же затруднились ответить. 34 % опрошеных в целом безразлично относятся к присутствию гастарбайтеров в их городе [