ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ТРУДОУСТРОЙСТВА
И ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Материалы пятого семинара,
проведенного Правозащитным центром “Мемориал” по программе
“Миграция и Право”,
“Организация сети юридических консультаций в России для беженцев и вынужденных переселенцев”,
осуществляемой на средства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и демократической программы TACIS


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Я приветствую всех участников нашего семинара, пятого семинара по программе “Организация сети юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев”, которая теперь получила новое название “Миграция и Право”.

Сеть наша разрослась, и сейчас у нас около 30 консультационных пунктов.

Для тех, кто присутствует здесь впервые, хочу подчеркнуть, что это обучающий семинар, рабочая встреча, где мы обсуждаем конкретные вопросы.

Повестка дня каждого семинара складывается, как правило, на основе тех вопросов, которые возникают на предыдущем семинаре. Так, на прошлом семинаре затрагивались многие вопросы, связанные с трудовыми отношениями и с получением российского гражданства. Эти два комплекса проблем мы вынесли на сегодняшнее обсуждение.

Тема моего выступления — приобретение российского гражданства. Этой теме будет посвящен подробный доклад представителя Комиссии по вопросам гражданства; я же ограничусь постановкой проблемы. Точнее говоря, таких проблем несколько.

Первая состоит в следующем. Закон о гражданстве дает достаточно широкие возможности получения российского гражданства бывшими гражданами Советского Союза. Он предусматривает, что все постоянно проживающие на территории России на момент принятия Закона о гражданстве в соответствии с ч. 1 ст. 13 этого закона стали гражданами России, если не заявили о своем нежелании стать таковыми. Однако через некоторое время после принятия закона появился указ президента, в котором разъяснялось, что речь идет не просто о людях, постоянно проживающих на территории РФ, а о людях, которые имеют постоянную прописку или, по терминологии закона о свободе передвижения, “постоянную регистрацию по месту жительства” на территории России. Таким образом, те, кто не имел этой прописки, и в частности, лица, оказавшиеся в результате межнациональных конфликтов на территории РФ на положении беженцев (тогда еще не было закона о беженцах), оказались “выпавшими” из действия закона. Эта правовая проблема существует до сих пор. Между тем, на наш взгляд, здесь есть нарушение конституции и федерального законодательства, которое отменило институт прописки и ввело институт регистрации, а регистрация по месту жительства и месту пребывания не является правообразующим фактором. Она имеет только характер учета (это сказано в законе), а потому не должна влиять на возможность осуществления права, например, права быть гражданином. Следствием допущенной правовой ошибки явилось то, что остались без российского гражданства жертвы межнациональных конфликтов, в первую очередь те, кто бежал от погромов в Азербайджане, а до этого — месхетинские турки, которые бежали из Ферганы. Применительно к первым ситуация несколько легче, поскольку они сумели за себя постоять: большинство из них в 1993 г. после принятия закона о беженцах получили статус беженца, а ним и легальное право на защиту и на проживание на территории РФ. Но многие из них по сей день добиваются права считаться гражданами РФ на основании ч. 1 ст. 13 закона о гражданстве.

Что же касается месхетинских турок, проживавших главным образом “в глубинке”, то они формально не подпали под действие закона о беженцах, поскольку просто не знали, что в течение месяца должны были подать ходатайства о получении статуса, и в отношении них проблема стоит особенно остро.

Вторая проблема связана с тем, что определенная категория мигрантов не подпадает под действие п. “г” ст. 18 о признании гражданства в заявительном порядке. Как известно, за пределами территории РФ заявление о гражданстве России подается в органы МИД, т.е. в российские консульства. Если же человек находится на территории России, он подает заявление в органы внутренних дел по месту проживания. Неясен сам термин “проживание”, учитывая, что у нас теперь существуют две формы регистрации: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Что такое место проживания? Если исходить из самых обычных, бытовых представлений, место проживания — это место, где человек фактически живет. Но совершенно непонятно, что это значит с правовой точки зрения. МВД отказывается понимать регистрацию как простое подтверждение того факта, что человек в данном месте постоянно проживает, и принимает документы только от тех лиц, которые уже имеют регистрацию по месту жительства. Исключения установлены для лиц, имеющих статус беженца, соответствующим законодательным актом: у них принимают документы там, где они имеют регистрацию по месту пребывания. Что касается тех мигрантов, которые не подавали ходатайства о получении статуса, либо пропустили срок, либо по каким-то причинам не получили статус беженца, но которые имеют основания для получения российского гражданства, то они не могут реализовать свое право, подав заявление по ст. 18, п. “г”. Таким образом, реальная ситуация не совпадает с правовой. Сегодня мы хотели бы услышать от представителей компетентных органов, что с этим делать.

Третья проблема — это подтверждение гражданства РФ. Так, миграционная служба, принимая заявления на получение компенсации у бывших жителей Чечни, требует, чтобы они представили подтверждение своего российского гражданства. При этом она не принимает в качестве подтверждения штамп о постоянной прописке на территории России, а требует, чтобы был представлен вкладыш или штамп “Российский гражданин”. У меня, например, такого штампа в паспорте нет, я не удосужилась его поставить, но мне известно, куда за этим обратиться. Эти же люди не знают, куда им идти, потому что такого штампа в Чечне они не могут получить, да и не могут туда отправиться. Правда, мы получили от Федеральной миграционной службы разъяснение, хотя и весьма нечеткое, что штамп о прописке на момент принятия закона о гражданстве подтверждает факт российского гражданства. Что же касается Комиссии по гражданству, то она дала нам четкий ответ, согласно которому, с точки зрения Комиссии по гражданству, штамп о постоянной прописке является подтверждением гражданства РФ. Но, к сожалению, не всеми органами эта точка зрения разделяется. Нам бы хотелось услышать мнение официальных структур и по этому вопросу.

В заключение хочу проинформировать вас о том, что группа беженцев из Азербайджана, проживающих в Москве, обратилась в суд с требованием обязать паспортно-визовую службу поставить в их паспортах штамп о гражданстве, ссылаясь на то, что в 1989—1990 гг. они находились на территории РФ. Решение суда первой инстанции было довольно своеобразным. С одной стороны, признавалось, что они правы и действительно могут считаться гражданами РФ, но, с другой стороны, штамп им поставят после того, когда они получат регистрацию по месту жительства. В конечном счете суд отклонил иск. Однако, по последним сведениям, Московский городской суд отменил решение суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение.